7 ноября 2013г. с 18.00 до 20.30 в Харькове прошел Круглый стол «Впровадження сімейної медицини в Україні: погляд громадськості на реформу». Среди участников дистанционно в видео-конференции должен был выступать представитель нашей общественной организации. К сожалению, выступить по «техническим» причинам не удалось (пропала связь с интернетом). Предлагаем ознакомиться с докладом на нашем блоге.
Презентация на круглый стол в Харькове «Впровадження сімейної медицини в Україні: погляд громадськості на реформу» (ссылка)
Родительское движение «За наших детей»
•Мы простые родители, которые встали на защиту прав своих детей
•Мы не политическая организация, и не придерживаемся никаких политических взглядов, поэтому мы независимые.
•Движение родителей возникло в протест тем негативным изменениям в медобслуживании детского населения, которые принесла медреформа
zadetey.org.ua
•Сайт родительского движения создан с целью привлечения внимания общественности к проблемам медреформы
•В разделе «ситуация глазами родителей» собраны сотни отзывов родителей, с фото и видео
•Опубликована переписка с властью, материалы по участию нашей организации в круглых столах, парламентских слушаниях, общественных мероприятиях и т.п., наши требования и предложения.
Медреформа в Днепропетровске началась с нарушения законодательства Украины
•Медреформа в Днепропетровске началась поспешно и необдуманно
•В нарушение ст. 6 ЗУ «Основи законодавства України про охорону здоров’я»
Кожний громадянин України має право на охорону здоров’я, що передбачає
є) участь в обговоренні проектів законодавчих актів і внесення пропозицій щодо формування державної політики в сфері охорони здоров’я;
ж) участь в управлінні охороною здоров’я та проведенні громадської експертизи з цих питань у порядку, передбаченому законодавством;
з) можливість об’єднання в громадські організації з метою сприяння охороні здоров’я
•До начала «активной фазы» не было проведено ни одного общественного слушания!
•Мнение пациентов – прямых потребителей услуг, не было учтено. Не проведено всесторонних социологических опросов и т.п.
Упразднение поликлиник
•Привело к резкому негативному отношению пациентов, особенно упразднение детских поликлиник
•Смешению потоков населения (детского и взрослого, больных и здоровых) – негатив населения, угроза повышения заболеваемости.
•Здания новых амбулаторий зачастую не предусматривают возможность разделения потоков пациентов, нет отдельных входов для температурящих больных, нарушены нормы (Государственные Строительные Нормы, СНИПы, Пожарная безопасность, Санэпидемнормы) (узкие коридоры, не проветриваемые помещения, маленькие санузлы и т.д.)
•Проблемам административного характера – в здании больших районных поликлиник созданы по 3-4 амбулатории, с задвоением управляющего персонала
(Пример: на ж.м. «Тополь» находились взрослая и детская поликлиники. Сегодня в детской поликлинике расположили 4 амбулатории, а это значит, что взрослое и детское население ходят в одно здание, а это более 100 тыс. чел. А в здании взрослой поликлиники расположены врачи второго уровня и лаборатории. Это не оправдано, абсолютно никак не приближает медицину к пациентам, не повышает качество предоставляемых услуг, в итоге люди возмущены).
В результате разделения на первичный и вторичный уровни и отсутствия соответствующих изменений в нормах трудового законодательства наблюдается задвоение административного персонала в одном здании, а именно – 2 главных врача, 2 заместителя, 2 бухгалтера, 2 инспектора по охране труда, гражданской обороне и т.п. В современных экономических условиях — это недопустимый пример неэффективного использования денежных средств.
Для крупных городов целесообразнее воссоздать поликлиники, как единый лечебно-диагностический комплекс
•Необходимо применить разноформатный подход к реформированию. На территориях с высокой плотностью населения (крупные жилмассивы, спальные районы) воссоздать сеть поликлиник (отдельно взрослые и детские), на территориях с низкой плотностью населения (отдаленные городские районы, сельская местность) – развивать сеть амбулаторий.
•Воссоздать поликлиники для государства дешевле и быстрее, чем создать необходимое количество оборудованных и укомплектованных согласно Табеля оснащения и норм САНПИНа амбулаторий; необходимо логическое и экономическое обоснование целесообразности создания 3-4 амбулаторий в одном здании бывшей поликлиники, что вопреки нормам Закона о медреформе (N 3612-VI от 07.07.2011 г.) не приближает медицину к пациентам.
Разделение на І и ІІ уровни
•Удлинился «маршрут пациента»•Получить услуги узкоспециализированного врача стало сложнее.•Рентген аппарат, флюорограф и прочее диагностическое оборудование осталось на ІІ уровне, тогда как 80% потребности – это І уровень
Теперь, чтобы пройти, например, обследование УЗИ, необходимо получить направление от семейного врача (терапевта, педиатра) (І уровень), затем записаться на прием (получить талон) к узкому специалисту (ІІ уровень), чтобы он выдал свое направление, затем записаться (получить талон) на УЗИ. Намного сложнее стало сделать обследование маммографии.
•Большая проблема с лабораториями. На І уровне оставили только общий анализ крови и мочи, а расширенные анализы – на ІІ уровне.
Теперь, зачастую, чтобы получить расширенный анализ крови мама с больным ребенком вынуждена ездить через пол-города, время проезда может занимать 30-40 минут в общественном транспорте. В длинных очередях и взрослые и дети. Многие родители перешли на обслуживание в частные лаборатории.
•Острая нехватка узких специалистов:
На первичном уровне осталось только 0,1 ставки узкопрофильных врачей на 1000 пациентов (например — на 100 тыс. чел. ЦПМСП осталось всего 10 узкопрофильных специалиста). Это привело к тому, что родители с детьми вынуждены ездить на другой конец города, чтобы сдать расширенный анализ или пройти узкопрофильного специалиста. Медреформа в современном формате предоставила жителям города выбор – либо долго стоять в длинной очереди, либо – платная медицина.
Оснащение и оборудование
•Позитив – амбулатории оснастили сумками-укладками семейного врача, современными анализаторами, глюкометрами, тонометрами.
•Врачам закупили мобильные телефоны
•Закупили автомобили (очень большой плюс)
•Негатив:
–полученные анализаторы крови выполняют только кровь «тройку» и тромбоциты, а развернутый анализ крови необходимо выполнять врачом лаборантом вторичного уровня
–анализаторы мочи и крови очень дорогостоящие в обращении (дорогие тест системы, реактивы для обеспечения промывки системы, а срок службы всего 2 месяца с момента открытия банок, потом надо выливать, даже если не использовали и т.д). Аппаратура работает только на «родных» комплектующих и расходных материалах. Тестовые полоски для анализов мочи еще не прошли сертификацию на Украине (нет в наличии)
–в сумках-укладках вообще не предусмотрено наличие медикаментов для оказания неотложной помощи, а с 01.01.2013 — оказание неотложной помощи это функция врачей первичного уровня, а не бригад скорой мед. помощи. Деньги на это не выделялись; сумки слишком тяжелые
–об обновлении вспомогательного оборудования: физиотерапевтические аппараты, медицинская мебель и т.д речи вообще не идет (нет финансирования).
–инструкции к некоторому оборудованию на иностранном языке без перевода, и не все качественно работает
•Большинство амбулаторий, особенно удаленные, не оснащены в полном объеме оборудованием согласно Табелю оснащения (приложение к приказу МОЗ Украины от 23.02.2012 №132)
•Проанализировать уровень обеспечения первичного уровня вакцинами (прививками), в т.ч. такими как туберкулин (проба Манту), БЦЖ, АКДС. Обоснование: туберкулин отсутствовал в 2013 г. в течении 6 месяцев, с БЦЖ и АКДС наблюдаются перебои и недостаточное обеспечение пациентов (очереди на прививки на 2-3 месяца).
Кадры решают все
•Переобучение на семейных врачей
•нарекания со стороны пациентов на низкую квалификацию переученных специалистов (особенно в области педиатрии);
•какова экономическая целесообразность инвестировать в переобучение специалиста пенсионного возраста?;
•нарекания со стороны пациентов на отсутствие врачей на приеме по причине переобучения этих врачей на курсах семейной медицины.
•Резко возросла нагрузка на врачей находящихся на рабочем месте (1 физическое лицо осуществляет медицинское обслуживание населения 3-5 участков), как следствие — выросла временная нетрудоспособность медицинских работников и снизилось качество медицинского обслуживания.
Острая нехватка кадров (квалифицированных семейных врачей с достаточной практикой и опытом работы в семейной медицине). Переобучение врачей по специализации врач общей практики семейной медицины проводится по ускоренной методике (4 мес.+2), на время обучения не возможно качественно и в полном объеме заменить отсутствующих специалистов, как во время амбулаторного приема, так и в осуществлении неотложной помощи на дому. Большинство врачей, прошедших переобучение на врачей семейной медицины не имеют достаточного практического опыта работы семейным врачом (врачом общей практики). Нет обновления кадрового резерва медицинских работников – на сегодня на первичном уровне — 60% пред пенсионного и пенсионного возраста. Ни один врач не может одновременно быть высококвалифицированным педиатром, гинекологом, невропатологом, хирургом и ортопедом.
По переученным семейным врачам приведу только один пример – мама с ребенком 3 лет обращается к семейному врачу с жалобой на высокую температуру у малыша. Переученный семейный врач так и не смог найти подход к ребенку и просто осмотреть горло. Когда же дело дошло до назначения курса лечения, то семейный врач, поинтересовавшись о том, что ранее назначал в таких случаях педиатр — назначил те же лекарства.
И еще одна ремарка – подавляющее большинство педиатров, которых вынудили пойти на курсы семейных врачей заявляют, что как только их заставят вести прием взрослых пациентов – они уволятся!!! То же самое можно услышать от терапевтов, которые боятся лечить маленьких детей.
Ошибки в системе мотивации персонала первичного уровня
•В существующей системе индикаторов качества уже заложены системные ошибки — например: % вакцинирования населения (что делать в условиях отсутствии вакцины не по вине врача), флюорограф находится на вторичном уровне, а контрольный индикатор относится к первичному. Спорные также индикаторы — уровень госпитализации и уровень обращения к узкопрофильным специалистам (семейный врач просто перестанет диагностировать и направлять), раннее выявление рака невозможно без соответствующего оборудования. В систему мотивации персонала первичного уровня (в частности — семейных врачей) заложен такой количественный показатель, как количество обслуживаемого населения. С целью увеличения заработной платы врачи вынуждены стремиться к увеличению данного показателя, что кроме повышения фонда оплаты труда приводит к резкому снижению качества предоставляемых услуг населению (что противоречит целям реформы). При этом рабочий день существенно увеличивается (до 12 часов) при сохранении прежнего оклада.
Просим сохранить педиатрию!
•Для повышения качества диагностики, профилактики и лечения детского населения, просим оставить в штатном расписании первичного уровня и бригад скорой помощи должность педиатра с сохранением количества специалистов не ниже уровня 2010 года (до реформы), с предоставлением необходимого материально-технического обеспечения работы и сохранением оплаты труда на уровне не ниже семейного врача. Обоснование:
•крайнее недовольство населения города касательно упразднения участковых педиатров
•для подготовки квалифицированного семейного врача необходимо минимум 7 -10 лет, для получения практического опыта – еще 3-5 лет. Как минимум ближайшие 15 лет педиатры должны оставаться па первичном уровне в полном объеме
•повышение риска увеличения детской заболеваемости в связи с постановкой неправильных диагнозов и неверного лечения. МАМЫ переходят на самолечение, лечение по интернету!
•Право выбора врача очень сомнительное (т.к. будет значительное превышение нормы на 1 одного врача, будет применяться административное давление)
•Плачущие младенцы, беременные женщины и пенсионеры с давлением в одной очереди – социальное напряжение, больные взрослые и дети – риск повышения заболеваемости
•Детей должен лечить специалист- врач-педиатр!
За 2 года НЕТ анализов результатов «пилотного проекта»!
•Необходимо провести всесторонний анализ финансово-экономических и статистических показателей системы охраны здоровья (до и после начала медреформы), что позволит понять, что в области растет смертность, особенно в перинатальный период и среди детей до 1 года, растет недовольство людей, и нет ожидаемого экономического результата.
•проанализировать финансово-экономический эффект от реформы, статистику заболеваемости, смертности, оценить окупаемость инвестиций, провести социологические опросы пациентов, проанализировать соблюдение действующего законодательства по защите прав детей и внести соответствующие коррективы в план реформирования медицины.
•п. 1 статьи 11 Закона Украины «О порядке реформирования системы охраны здоровья в Винницкой, Днепропетровской, Донецкой областях и г. Киев» (N 3612-VI от 07.07.2011 г.) позволяет проводить мониторинг ситуации в т.ч. проводить анализ экономической эффективности медреформы в существующем формате.
Начало реформирования медицины повсеместно по всей стране не допустимо без глубочайшего анализа результатов «эксперимента» в пилотных областях!
Вот вы написали:
Медреформа в Днепропетровске началась с нарушения законодательства Украины
•Медреформа в Днепропетровске началась поспешно и необдуманно
•В нарушение ст. 6 ЗУ «Основи законодавства України про охорону здоров’я»
А заяву в милицию и прокуратуру зарегистрировали?
Нарушения закона уголовное преступление.
И где можно почитать решение суда?