Будущее медицины в Украине — мнения и рассуждения

images (5)

Во время праздничного затишья предлагаем ознакомиться с интересными на наш взгляд мнениями и рассуждениями по проблеме медицинской реформы в Украине.

В статье никопольской региональной газеты «ВИЗИТ-ВЕНАЛ», автор Е. Кавердинская анализирует сегодняшние действия государства относительно системы здравоохранения в стране, об эффективности системы «семейной медицины», ее роль и будущее в зарубежных странах, о мировом феномене – построение рынка в бюджетной сфере, о дальнейшей судьбе пациентов и врачей.

МЕДИЦИНСКАЯ РЕФОРМА КОМАНДЫ ПРОФЕССИОНАЛОВ

«… чем ближе к натуре, тем лучше, — лекарств дорогих мы не употребляем. Человек простой: если умрет, то и так умрет: если выздоровеет, то и так выздоровеет».

Н. В. Гоголь «Ревизор».

Госпожа Ирина Акимова — первый заместитель головы Администрации Президента Украины презентовала концепцию долгожданной реформы системы оказания медицинской помощи. Она озвучила две главные проблемы в системе здравоохранения: отсутствие стимулов работать у врачей и недостаток ответственности. Очень странно, что в системе бюджетной медицины людей больше всего беспокоит стоимость медицинских услуг. Не менее странными в таком случае выглядят «три кита» концепции медреформ: 1. Доступность медицинских услуг; 2. Повышение квалификации медицинского персонала; 3. Пропаганда здорового образа жизни.

Ведь если проблема стоимости медицинской помощи у реформаторов не стоит, то нужно понимать, что под доступностью медицинских услуг имеется, ввиду их удаленности от населения? Наверное, именно поэтому половина районных больниц «пилотных областей» подлежит сокращению?

Как выяснилось далее, кроме проблем «отсутствия стимулов» и «ответственности» у нас очень мало семейных врачей, а стационарных коек в 1.5 раза больше, чем нужно. По мнению Акимовой, мы должны делать уклон в сторону так называемой «семейной медицины».

90 процентов помощи в развитых странах, на которые мы равняемся, предоставляются на первичном уровне. Наверное, поэтому наибольшая концентрация наибольших ресурсов происходит на вторичном и третичном уровнях предоставления медпомощи? Происходило обсуждение этой проблемы и большинство участников обсуждения «заметили реформы», которые уже давно начались и начались «снизу». Система оказания медицинской помощи в европейских странах развивалась естественным рыночным путем, без административного вмешательства государственных институтов. Стоимость определял рынок. Позже государство взяло на себя полномочия частично или полностью возмещать за счет бюджетных средств расходы за предоставленные медицинские услуги. Бюджетные средства расходовались исключительно за конкретную медицинскую услугу.

Термин (медицинская услуга) – это продукт рынка. Ее стоимость – интегральная величина, которая формируется исключительно в соотношении спроса и предложения, включая в себя многое, в том числе – расходы на аренду помещения, аренду оборудования, а также потенциальные судебные издержки и материальные компенсации пациентам. Производной традиций, культуры и рынка в Европейских странах является – страхование. Оно возникло добровольно и базировалось на жертвенности и честности.

Социальное медицинское страхование состоит в том, что лицо, прямо или косвенно, добровольно или принудительно уплатившее средства за медицинское страхование, жертвует их в пользу лиц , которые в настоящее время нуждаются в медицинской помощи. Бюджетная медицина – одна из форм страхования и социальной ответственности.
Как правило, возмещение средств, потраченных на лечение, государство осуществляет через посредников: страховые компании или фонды соцстраха. Эти посредники выполняют функцию эксперта и арбитра в отношениях между пациентом, врачом и государством.

Семейный врач – это также производная рынка. Его придумали в уютных кабинетах муниципалитета, а не переняли у креолов мексиканского плоскогорья. Семейный врач формировался в условиях необходимости жесткой экономии гражданами средств. Рынку нужен был специалист, который умел делать все или почти все, — а это, соответственно, менее качественно и поэтому – дешевле. С повышением платежеспособности граждан, с исчезновением проблем с транспортом стала исчезать потребность таких специалистов.

Европа, США, Канада, Австралия, Новая Зеландия отходят от семейной медицины. Все меньше молодых людей этих стран видят себя в будущем семейными врачами. И этот факт является бесспорным. Поэтому нашим «реформаторам» необходимо определяться — по какому пути будет развиваться система медицинских услуг: по рыночному или по административному. Если избирается рыночный, то необходимо создать рынок и демонополизировать его. Для этого следует проводить не просто масштабную приватизацию медицинской собственности, но и проследить за тем, чтобы эта собственность не оказалась у государства. Далее его величество рынок определит стоимость медицинских услуг. После чего государство определится в каком объеме и каким образом осуществлять возмещение денег, потраченных на лечение. При таком развитии событий наступит массовое прозрение: большинство медицинских услуг скорее подешевеет, чем подорожает. Пациенты начнут сами заботиться о своем здоровье. И, сидя в кафе за пивом и сигаретой, параллельно будут откладывать средства на тромболизис и сторнирование (медицинские операции для сосудов).

Врачи, получив собственность, получат экономическую независимость, юридическую субъектность и связанную с ними ответственность, о которой так беспокоится госпожа Акимова. Далее врачи вынуждены будут самоорганизоваться во врачебные сообщества и будут называться представителями свободных профессий. Представителями малого и среднего предпринимательства. Если же у граждан возникнет желание или необходимость лечиться у врача, который знает все и умеет всего понемногу – в таком случае у нас появятся семейные врачи. В случае, если мы выбираем административный путь развития системы оказания медицинской помощи и наши врачи будут оставаться на бюджетных ставках, — то к чему здесь термин «медицинская услуга»? Причем тут ее стоимость? Причем здесь тезис о низкой стоимости медицинской помощи на первичном уровне?!? Причем конкуренция и борьба за пациентов? Причем тут 49 статья Конституции?

В ней записано все верно: «В заведениях коммунальной формы собственности медицинская помощь предоставляется бесплатно», потому что за нее уже заплачено из бюджета.

Образно говоря 49 ст. Конституции говорит о том, что в стране с бюджетной медициной (где врачи находятся на бюджетных ставках, а государство владеет медицинской собственностью) помощь оказывается бесплатно!
Если врачу не хватает на жизнь денег, выделенных из бюджета, — то это не значит, что он имеет право добывать их у пациента. Озвученные Акимовой проблемы в системе здравоохранения: отсутствие стимулов работать у врачей и недостаток ответственности – касаются сегмента медицины , где отсутствует не формальная оплата труда со стороны пациента. Однако доля этого сегмента системы оказания медицинской помощи постоянно уменьшается и неустанно стремится к нулю.

Большинство работающих в рыночном сегменте врачей считают, что они обслуживают частные финансовые интересы своего непосредственного руководства, а хотели бы работать на себя.

Практически в бюджетном секторе построен рынок. Высшая политическая власть не собирается вводить в социальной медицине рыночные отношения, цель которой является получение прибыли, но под ширмой разделения первичной, вторичной и третичной помощи продолжают строить рынок социальной медицины, оставаясь монополистом.

Это вообще мировой феномен – построение рынка в бюджетной сфере!!!
Для этого, готовятся соответствующие законы, о которых говорила госпожа Акимова. Очень скоро граждане почувствуют первые результаты такой реформы. Они ничем не будут отличаться от газовой сферы, где расходы за бытовой газ переложены на плечи населения, зато крупный промышленный производитель получил преференции. Эти результаты ничем не будут отличаться от налоговой реформы, когда большой бизнес получил обещанные себе каникулы, а малый бизнес в неприглядную позу.

В системе оказания медицинской помощи результаты будут такими же. Богатая верхушка будет лечится за бюджетные средства. А большинство граждан страны, уплатив налоги, будет тратить ресурсы из своих доходов на лечение. В настоящее время активно продолжается имитация бурной реформаторской деятельности. Чиновники в уютных кабинетах, закатив глаза под лоб, определяют стоимость измерения артериального давления и передней риноскопии. Местные администрации разгоняют больницы. Высшее медицинское руководство тасует медицинские коллективы, сокращает, переводит, переквалифицирует в семейных врачей. Пациенты возьмут на себя еще большую финансовую нагрузку. Так что какую бы систему медицинской помощи нам ни устраивали в результате всех реформ медицина останется самой наибезответственнейшей и наинизменнейшей.

Е. Кавердинская

http://vizit.venal.com.ua

Читай еще на блоге: Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

2 комментариев к записи “Будущее медицины в Украине — мнения и рассуждения”

  1. Оксана:

    Доброго времени суток, дорогие соратники!Делюсь свежими впечатлениями от реформы. Не так давно довелось побыть пациентом урологического отделения 6-й горбольницы,понадобилась консультация ЛОРа,которую до «реформы» можно было запросто получить в поликлинике при больнице.Иду в поликлинику с направлением лечащего врача,а там мне говорят ,что » ЛОР принимать стационар не хочет».Я назад в отделение- там пожимают плечами.В конце концов консультацию ЛОРа я получила,но через приёмную главврача!При этом мне объяснили,что,мол,реформа-поликлиника отошла к городу ,а больница к области,вот только мне с температурой под 39,бегающей по этажам и переходам легче от этого не стало.

    • Спасибо за ваш отзыв. Какой-то парадокс.. у нас вот в бывшей детской — на Воронцова, наоборот, некоторые манипуляции доступны тем, кто на стационаре, а кто в амбулатории — нет…

Оставить комментарий